Форма и сроки обучения
Форма обучения - очная.
Срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) – до 7 лет (п. 1.4 раздела I Договора об образовании по основной общеобразовательной программе дошкольного образования)
Обучение ведется на русском языке.
Формы организованного обучения:
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (занятия). Занятия организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. Организованная образовательная деятельность проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения организованной образовательной деятельности, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Организованная образовательная деятельность организуется по всем направлениям развития воспитанников: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому.
В структуре организации образовательной деятельности выделяется три части:
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
Требования к организации организованной образовательной деятельности
Гигиенические требования:
- образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
- воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
- не допускать переутомления детей на занятиях.
- предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования:
- точное определение образовательных задач ОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
- творческое использование при проведении ОД всех дидактических принципов в единстве;
- определять оптимальное содержание ОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
- выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ОД;
- обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
- использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
- систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования:
- иметь в наличие продуманный план проведения ОД;
- четко определить цель и дидактические задачи ОД;
- грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
- поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении ОД.
- не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
- ОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
- ОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
- организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.
Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)
Дидактическая задача
1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия творческого применения знаний и умений;
4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
Содержание знаний (раздел обучения)
1. Классические занятия по разделам обучения;
2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
Формы организации обучения в повседневной жизни.
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
- прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за природой, окружающей жизнью;
- подвижных игр;
- труда в природе и на участке;
- самостоятельной игровой деятельности;
- экскурсии;
- игры:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
- дежурство детей по столовой, на занятиях
- труд:
- коллективный;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в уголке природы;
- художественный труд;
- развлечения, праздники;
- экспериментирование;
- проектная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- показ кукольного театра;
- вечера-досуги;
В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
- предметно-игровая,
- трудовая,
- спортивная,
- продуктивная,
- общение,
- сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
Методы и приемы организации обучения
- наглядный
- игровой
- словесный
Режим и продолжительность занятий
Образовательная деятельность, осуществляется с 1 сентября по 31 мая и составляет 32 недели для детей с 2 до 7 лет, 28 недель для детей с 1 до 2 лет (адаптационный период 4 недели).
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Учебная нагрузка распределена с учётом программных требований каждой возрастной группы, режима, возрастных особенностей детей и способствует их гармоничному развитию.
Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию образовательную деятельность вариативной части для детей в возрасте:
от 1,5 до 3 лет – 1,5 часа;
четвёртого года жизни – 2 часа 45 минут;
пятого года жизни – 4 часа;
шестого года жизни – 6 часов 15 минут;
седьмого года жизни – 8 часов 30 минут.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет:
от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут;
четвёртого года жизни – не более 15 минут;
пятого года жизни – не более 20 минут;
шестого года жизни – не более 25 минут;
седьмого года жизни – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:
в младшей - не превышает 30 минут;
в средней группе - не превышает 40 минут;
в старшей группе - не превышает 45 минут;
в подготовительной – не превышает 1,5 часа
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность статического характера, проводится физкультурная минутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность проводится с детьми 1,5 до 3 лет индивидуально и по подгруппам, с 3 до 7 лет фронтально и по подгруппам.